Россия
 Республика Кипр
 Северный Кипр
 Германия
 Испания
 Финляндия
 Болгария
 Черногория
 Португалия
 Италия
 Греция
 Турция
 Великобритания
 Венгрия
 ОАЭ
Длительность нефтяной эры. Что в ближайшие годы будет происходить со структурой потребления нефти   Дата: Понедельник 26 Сентябрь, 2011
Нефть относится к невозобновляемым ресурсам, доказанные запасы которой на 2015 год составляют примерно 224 млрд. т (1657,4 млрд. барр.), предполагаемых - в 40-200 млрд. т (300-1500 млрд. барр.). Мировые разведанные запасы нефти оценивались 40 лет назад в 77 млрд. т (570 млрд. баррелей). Запасы росли также как и росло потребление нефти - за те же последние 40 лет оно выросло с 20 до 32 млрд. баррелей в год. Однако, начиная с 1984 г., годовой объём мировой нефтедобычи начал превышать объём разведываемых запасов нефти. Мировая добыча нефти в 2015 году составляла около 4,4 млрд. т в год, или 32,7 млрд. баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, доказанных запасов нефти хватит примерно на 50 лет, предполагаемых запасов - ещё на 10-50 лет. Уровень потребления нефти структурно определяется следующим образом:
Структура потребления нефти по секторам экономики:
- 1990 год (3,15 млрд.тонн год): 1,41-транспорт, 0,35-выработка электричества, 0,58-промышленность, 0,45-здания, 0,36-не как топливо
-2000 год (3,58 млрд.тонн год): 1,75-транспорт, 0,28-выработка электричества, 0,61-промышленность, 0,47-здания, 0,46-не как топливо
- 2010 год (4,02 млрд.тонн год): 2,14-транспорт, 0,24-выработка электричества, 0,66-промышленность, 0,41-здания, 0,57-не как топливо
- 2015 год (4,26 млрд.тонн год): 2,35-транспорт, 0,24-выработка электричества, 0,67-промышленность, 0,41-здания, 0,59-не как топливо
2020 (4,47 млрд.тонн год): 2,54-транспорт, 0,00-выработка электричества, 0,67-промышленность, 0,41-здания, 0,64-не как топливо
3 ключевых фактора, от которых будет зависеть длительность «нефтяной эры»:
1) Эффективность технологий. За счет повышения эффективности двигателей внутреннего сгорания автопроизводители к 2022 году могут снизить расход автомобильного топлива с 8 до 4 л на 100 км. Это будет сдерживать рост спроса на нефть, но и замедлит переход на электромобили. Повышение эффективности продолжается и в сфере добычи нефти, в особенности в сланцевой отрасли США. Сланцевые производители будут ориентироваться не на ОПЕК и Россию, а на конкуренцию со стороны «зеленых» технологий.
2) Повышение конкуренции на рынке нефти. Риск оставить в земле рентабельные ресурсы будет стимулировать ведущих производителей не ограничивать поставки, а увеличивать объемы добычи, вытесняя с рынка игроков с высокими издержками. Чем раньше производители перейдут к новой стратегии «больше добычи, ниже цены», тем дольше может продлиться «нефтяной век».
3) Диверсификация нефтяных экономик. Правительства зависимых от экспорта нефти стран финансируют большую часть социальных обязательств за счет сырьевых доходов. Поэтому высокая зависимость от нефти будет препятствовать переходу этих стран к стратегии «больше добычи, ниже цены». Сейчас мы видим это на примере договора ОПЕК+. Но чем раньше страны-экспортеры смогут снизить свою зависимость от нефти и сменить стратегию, как это сделали например, Саудовская Аравия и ОАЭ, тем дольше продлится «нефтяная эра» и тем дольше такие страны смогут получать доходы от экспорта. Говоря о нынешней стоимости нефти необходимо учитывать фундаментальные факторы: (соглашением ОПЕК+ и снижением коммерческих запасов в ряде стран), но и конъюнктурные факторы (небывалый рост спроса на нефтяные фьючерсы со стороны хедж-фондов и нефтетрейдеров, политическая напряженность на Ближнем Востоке, аварии на нефтепроводах). В сумме по 6 основным фьючерсным контрактам на нефть и нефтепродукты хедж-фонды увеличили длинные позиции в конце 2017 года до рекордных 1,6 млн барр. в сутки, что на 80% больше, чем в июне 2017 года. Такого всплеска активности не было даже в 2007-2008 годах.
В этих условиях неприятный сюрприз может преподнести сланцевая добыча в США. Рынки продолжают ориентироваться на данные о буровой активности в сланцевой отрасли, но драйвером для роста добычи в 2018 году являются не объемы бурения, а возможности по заканчиванию скважин. Из-за нехватки мощностей и расходных материалов для гидроразрыва пласта​ в 2017 году сланцевые компании не смогли довести до добычи свои объемы бурения и отправили в запас 2 тыс. пробуренных, но не законченных скважин (DUC-скважин). Это составило 15% от количества всех пробуренных скважин. В результате возможен сценарий, при котором активность сланцевой отрасли вызовет спад цен на нефть во второй половине 2018 года и поставит ОПЕК+ перед необходимостью продлить договор еще на год. Продление ограничений лишь на полгода будет неубедительным, так как сезонный пик добычи и спроса приходится на вторую половину 2018 года. Но чем дальше длится сделка ОПЕК+, тем меньше выгод и больше противоречий между добытчиками, вошедшими в договор. С одной стороны, все сильнее риск остаться не у дел: потерять рыночную долю и вернуться к ценам на уровне $50 за баррель. С другой - выгоды от сделки распределяются неравномерно среди участников ОПЕК+, и эта неоднородность со временем растет. В худшем положении окажутся компании, инвестировавшие большие средства, но не успевшие вывести добычу на рынок до заключения договора в конце 2016 года.
в 2017 же при продлении сделки участники ОПЕК+ договорились о промежуточной встрече в середине 2018 года. И это может быть подходящим моментом, чтобы объявить о постепенном смягчении ограничений на добычу. Но основные акторы договора - власти России и Саудовской Аравии - похоже, довольны эффективностью соглашения и не допускают даже намека на необходимость постепенного выхода из него. И значит, договор ОПЕК+ может встать в один ряд с программой количественного смягчения ФРС США и другими временными стимулирующими мерами, которые легко ввести, но затем тяжело свернуть, так как сначала регулятор управляет рынком, но затем уже рынок управляет регулятором.
- Движение капиталов на товарно-финансовых рынках (Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа NYMEX и международная нефтяная биржа IPE в Лондоне определяют ценовые тренды на нефть гораздо сильнее, чем валовый баланс спроса и предложения на этом рынке. Это произходит в результате перехода с системы долгосрочных контрактов к спотовым, а затем к форвардным и фьючерсным, а также роста ликвидности рынка и отмены в 1999 году закона Гласса-Стиголла, который ограничивал спекулятивную деятельность банков на рынке нефти. С начала 2000-х произошел резкий приток игороков на рынок нефтяных фьючерсов. Так в 2000г. объем фьючерсных сделок в 5 раз превышал объем товарных сделок с нефтью, то в 2004 г. уже в 130 раз, а в 2007 г. более чем в 700 раз. Вследствие развития торговли производными нефтяными контрактами произошло вливание больших объемов капитала на нефтяной рынок. В результате последний превратился из классического товарного рынка во фьючерсную разновидность финансового рынка и приобрел высокую волатильность, свойственную валютно-финансовым рынкам. Превращение нефти в финансовый актив привело к иным формам влияния доллара США на нефтянные цены, потому что нефтянные фьючерсы являются инструментами защиты от долларовой инфляции. При реальном и ожидаемом высоком уровне долларовой инфляции растет спрос на нефтяные фьючерсы, приводящий к росту цен на сырую нефть. Взаимосвязь динамики индекса доллара и котировок нефти особенно стала заметна в период спада экономики в США, когда был запущен процесс количественного смягчения в 2009-2010 г.г., когда состоялось 2 этапа программы вливания дешевых денег в экономику. Вследствие же политикифинансовых вливаний и низкой ставки ФРС с 2009 года инфляционные ожидания  в США находились в фазе роста и вели за собой нефтяные цены. В этот период соответственно ценность нефтяных фьючерсов как альтернативных источников инвестирования постоянно повышалась. Влияние же ставки ФРС США на нефтяные цены весьма неоднозначно, например были периоды, когда цены на нефть влекла за собой  изменение ставки ФРС. Во времена "шоков в экономике" предложения, характеризовавшиеся  перебоями в поставках нефти при стабильномс спросе  на нефть, -нефтяные цены вели за собой процентную ставку. То есть денежная политика была развернута так, чтобы заставить нефтяные цены снижаться с помощью подавляющей спрос на нефть корректировки, соразмерной с нарушением предложения. Однако текущее воздействие ставки ФРС на цены происходит практически полностью через изменение доступности капитала. Вспомните, что нефтяные шоки 1973 года и 1980 года были вызваны срывами поставок стран Ближнего Востока. Снижение цен с 1980 года шло во многом благодаря росту добычи нефти вне стран ОПЕК. В настоящее же время влияние предложения нефти на ее цену ослабло. Добыча нефти объективно отвечает на прирост спроса, практически повторяя его динамику, обратная взаимосвязь предложения и цен (характерная для товарных рынков), отсутствует.
- Изменение мировых функционалов в спросе на нефть. Тенденцией, влияющей на мировой спрос на нефть стало выход в 2015 году на мировой рынок автомобильной компании TESLA, производящей автомобили с электродвигателями и развивающую соответствующую инфраструктуры заправки автомобилей электроэнергией, где средний запас хода автомобиля составит 400-500 км. В 2017 году компания TESLA заняла первое место в мире по уровню капитализации, обогнав признанного мирового гиганта GENERAL MOTORS. Вслед за компанией TESLA ряд таких компаний как VOLVO, TOYOTA объявили о поэтапном переходе в течение 10 лет на производство автомобилей с электродвигателями. В 2016-2017 г.г. доля продаж электромобилей в разных странах мира незначительная; например, в США, Европе и КНР не больше 2%, однако, например, в Норвегии продажи составили 24%, где значительные субсидии были со стороны государства.
К 2030 году электромобили могут лишить нефтяную отрасль 2 трлн.долл. потенциальных ежегодных доходов, из них больше 850 млрд.долл. могут потерять бюджеты государств, т.е. не досчитаться налогов, которые платятся с доходов от продажи топлива (например, акцизные сборы в России), для сравнения: европейские страны в 2018 году получат 350 млрд.евро налогов от продажи бензина и дизеля, это 5% всех налоговых поступлений европейских государств. 900 млрд.долл.потерь придется на бизнес по добыче (доходы до уплаты налогов). Перерабатывающий бизнес, пишут аналитики Goldman Sachs, пострадает раньше и больше всех. Уже к 2025 году загрузка заводов пробьет «критический уровень» в 81% (уровень рентабельности), а к 2026-2029 годам перерабатывающие компании потеряют больше 8% рынка и 93 млрд.долл. потенциальных доходов в год;: это больше 10% EBITDA крупных нефтяных компаний США в 2017 году. Из них 50 млрд.долл. в год уже к 2026 году может потерять розничный бизнес (владельцы АЗС).
Аналитики Goldman Sachs описали 3 сценария развития событий, как развитие производства электромобилей повлияет на доходы нефтяных компаний до 2030 года:
- базовый: количество электромобилей составит 6,5% от общемирового парка автомобилей, стоимость батарей для электрокаров 220 долл. за 1 кВт•ч (2017г.) упадет до 165 долл. за 1 кВт•ч.
- «гиперсценарий»: количество электромобилей составит 10% от общемирового парка автомобилей, стоимость батарей для электрокаров 220 долл. за 1 кВт•ч (2017г.) упадет до 110 долл. за 1 кВт•ч, при этом цена электрокаров станет конкурентоспособной по сравнению с традиционными автомобилями, если цена батареи упадет ниже 100 долл. за 1 кВт•ч, в этом случае электрокар окупается за 3 года.
- сценарий потепления климата на 2 градуса по Цельсию к 2100 году (с 50% погрешностью по отчету Международного энергетического агентства), тогда количество электромобилей составит 15% от общемирового парка, стоимость батарей для электрокаров 220 долл. за 1 кВт•ч (2017г.) упадет до 73 долл. за 1 кВт•ч к 2030 году.
Во всех 3 сценариях развитие производства электрокаров серьезно влияет на спрос на нефть, который к 2030 году снизится на 2 млн, 3 млн или 4 млн. барр. в сутки в зависимости от сценария. Но эффект для цен на это сырье будет незначительным и проявится только к 2030 году: баррель может подешеветь на 4 долл.
Полный переход на электрокары потребует огромных вложений в инфраструктуру в 6 трлн.долл., и неясно, кто возьмет на себя эти инвестиции. Во-вторых, остается непонятным, упадет ли цена на батареи. Наконец, гос.политика в отношении развития рынка электрокаров может измениться -пока большинство государств поддерживает этот сегмент, но не стоит забывать об угрозе потери нефтяных налогов.
- Уровень добычи нефти и объем разведанных запасов. На основе анализа статистических данных и обобщения результатов исследований, посвященных достижению мирового пика добычи нефти (Peak Oil), а также выявленных изменений в качестве добычи и размещении мировых  запасов нефти можно с большой долей вероятности утверждать, что пик добычи традиционной нефти может наступить в период с 2020 по 2040 года. На это указывают:
1) заметное снижение темпов восполнения мировой ресурсной базы традиционной нефти
2) отсутсвие открытия крупных месторождений нефти
3) снижение размеров вновь открываемых месторождений
4) сокращение доли крупных месторождений нефти в мировых извлекаемых запасах традиционной нефти
5) прирост мировых извлекаемых запасов нефти в период 2005-2015 г.г. происходил  за счет вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов, доразведки на действующих месторождениях и переоценки имеющихся запасов
6) снижение добычи в удельном выражении в большинстве нефтедобывающих стран. Например, в России несмотря на определенный рост фактической нефтедобычи в период 2010-2016 г.г., сама нефтяная промышленность России характеризуется все менее благоприятными производственными (износ основного оборудования) и техническими (закрытие рынка технологий нефтедобычи для России из-за введенных санкций) показателями своего развития, такими как ухудшение состояния сырьевой базы комплекса, рост удаленности добычи от центров переработки и сбыта, увеличение глубины продуктивных пластов, снижение объема запасов, усложнение геологического  строения месторождений, уменьшение пластовых давлений, ухудшение коллекторов и др. На этапе 2013-2017 г.г. также наблюдается ухудшение структуры российских запасов нефти, рост доли "трудноизвлекаемых" запасов нефти уже достигших 55-60% их общего количества, и как следствие рост себестоимости добычи нефти. По математической моделе Т.В.Поляковой например показано, что на поздней стадии разработки нефтяных месторождений даже при существенном росте интенсивности разведки и добычи ежегодная добыча может падать. При этом ежегодная добыча существенно зависит от ввода в эксплуатацию новых месторождений (которые на поздней стадии добычи нефти в определенной нефтегазовой провинции в среднем значительно уменьшаются по размеру запасов), поэтому практически единственным способом повышения уровня добычи или хотя бы поддержания его на постоянном уровне является постоянный ввод в эксплуатацию все новых месторождений. В этом состоит различие модели Т.В. Поляковой от модели К.Хубберта, где извлекаемые запасы рассматриваются как постоянная величина, а если точнее, то достоверно разведанные запасы служат ресурсной базой для добычи, т.е. являются переменной во времени величиной и с одной стороны растут по мере разведки и ввода в эксплуатацию новых месторождений, а с другой стороны сокращаются вследствие закрытия и консервации старых и нерентабельных месторождений.
- Инвестиции в новые месторождения:
В 2016 г. количество открытий новых месторождений в мире достигло рекордно низкого уровня. Это связано с резким сокращением бюджетов на разведку в условиях падения цен на нефть. По всему миру в 2016 году было разведано только 2,4 млрд.баррелей. В то время как в течение последних 15 лет, нефтяные компании ежегодно открывали в среднем около 9 млрд баррелей. Мало того, что новые открытия достигли рекордно низкого уровня, нефтяные компании отказываются разрабатывать те запасы нефти, которые они уже имеют в своем распоряжении. В 2016 году было одобрено проектов общим объемом 4,7 млрд баррелей, что примерно на 35% меньше, чем в 2015 году, и существенно ниже среднегодового докризисного уровня. Фактически, по данным МЭА, инвестиции в отрасль в 2016 году были ниже, чем когда-либо начиная с 1940-х годов. Когда нефть WTI опустилась до $27 за баррель, сокращение инвестиций стало неизбежным, и нанесло финансовый ущерб всей отрасли в целом. Проекты на бурение, многие из которых имеют долгосрочные периоды окупаемости, получили пониженный приоритет в инвестиционных планах компаний.
- Формирование новой структуры мирового рынка нефти в 2015-2020г.г.  Для России, к сожалению такая экономически мощная страна как США не являются перспективным рынком сбыта нефти и нефтепродуктов. Энергетическая политика США направлена на изыскание возможностей роста внутренних источников потребления, развитие сотрудничества в рамках НАФТА и снижение зависимости от импорта. Уровень мировой добычи традиционной нефти уже близок к пику (Peak Oil), уровень же запасов сланцевой нефти в регионе Северной Америки в 3-4 раза превышают запасы традиционной нефти. В период 2017 году в США вследствие изменения внутренней политики, направленной на стимулирование внутренней добычи-наращивается уровень промышленной добычи нефти из горючих сланцев. Начавшаяся широкомасштабная промышленная добыча нефти из горючих сланцев ведет к изменению всей структуры мирового рынка и преращает этот регион в 2016-2020 г.г. в новый "Ближний Восток" по запасам и объемам добычи. Что касается рынка нефти в США, то по состоянию на 2015 год США импортировали примерно 39% общего объема потребления нефти и 61% добывали самостоятельно. Основными странами экспортерами нефти в США являются Саудовская Аравия (30% импортируемой в США нефти и 15% от общего объема потребления нефти в США), Венесуэла, Мексика, Нигерия, Ирак, Норвегия, Ангола и Великобритания. По оценкам экспертов, стратегические запасы нефти в США на 2017 год составляют более 700 млн. баррелей, а коммерческие запасы нефти - около 600 млн. барр. (в Японии стратег. запасы нефти около 300 млн. баррелей, а в Германии - около 200 млн. баррелей). Добыча нефти в США из нетрадиционных источников в 2008-2012 годах увеличилась приблизительно в 5 раз, составив к концу 2012 года почти 2 млн. баррелей в день. К началу 2016 года 7 крупнейших бассейнов сланцевой нефти давали уже около 5 млн. баррелей ежедневно. Средняя доля сланцевой нефти (легкой нефти) из плотных пластов, в общей добыче нефти в 2016 году составила 36% (по сравнению с 16% в 2012 году). Большая часть прироста в течение последних лет была обусловлена увеличением добычи нефти в Северной Дакоте, Техасе и Нью-Мексико, где применялись технологии гидроразрыва пласта (ГРП) и горизонтального бурения для производства нефти из сланцевых пластов. Согласно последним данным МЭА, добыча традиционной нефти в США в 2016 году составила 9 млн. барр./сутки, в 2017 году - 9,5 млн. барр./сутки. Спрос на нефть в США в 2016 году составил в среднем 20 млн. барр./сутки. Предполагается, что добыча нефти в Северной Америке может вырасти к 2020 году до 25-27 млн. барр.сутки. При этом внутренний спрос на нефть в США будет снижаться. Фактически США уже превратились из нетто-импортера жидких углеводородов в его крупного нетто-экспортера. К 2020 году США могут выйти на первое место в мире  по уровню добычи нефти, обогнав Саудовскую Аравию и Россию. Интенсивность развития сланцевой промышленности обусловлено тем, что бурение сланцевой скважины может стоить всего около 1 млн.долларов. Низкий порог вхождения и хорошая отдача делают сланцевую добычу более привлекательной в условиях снижения стоимости нефти. В результате количество буровых установок в США во второй половине 2016 года увеличилось, а компании, и малые, и большие, сместили интересы в сторону освоения сланцевой нефти, особенно в Пермском бассейне в Западном Техасе. Разработка сланца продолжается и в 2017 году, независимо от того, что происходит с ценами на нефть. Многие сланцевые компании рентабельны при стоимости нефти даже в $30 за баррель, что значительно ниже текущих цен. Такая ситация в ближайшей перспективе неизбежно приведет к изменению географической структуры мирового рынка нефти и направлений мировых экспортно-импортных поставок. "Деятельность по разработке традиционных запасов в условиях исторического минимума инвестиций контрастирует с заметным ростом производства сланцевой нефти в США. Ключевым вопросом для будущего нефтяного рынка является то, как долго скачок поставок сланцевой нефти из США может компенсировать медленные темпы роста в других сферах нефтяного сектора", - заявил исполнительный директор Международного Энергетического Агентства, доктор Фатих Бирол. По мнению МЭА, нефтяной сектор ждут проблемы. К 2022 году спрос может возрасти более чем на 7 млн. барр., по сравнению с уровнем 2016 года. Однако в мартовском отчете МЭА, Парижское отделение энергетического агентства предсказал поставки стран, не входящих в ОПЕК, в объеме 3,3 млн. барр., главным образом сланцевой нефти США. Это создает значительный разрыв между спросом и предложением, который должен быть компенсирован ОПЕК. К 2020 рынок нефти будет гораздо более жесткий с более высокими ценами на сырье. Конечно, высокие цены могут стимулировать увеличение предложения, реакция поставок, например, канадских нефтяных песков или оффшорных проектов в Мексиканском заливе, Бразилии, или где-либо еще, займет несколько лет. Тем не менее, в этом случае в начале 2020-х годов, когда цены будут более высокими и волатильными, рынок ждут серьезные испытания. В связи с этим решение стратегической задачи США-преодоление зависимости от поставок из политически нестабильных стран Ближнего Востока-скорее всего к 2020 году приведет к высвобождению дополнительных оъемов ближневосточной нефти для поставок на мировой (прежде всего китайский) рынок в размере 80-100 млн.тонн.в год. Для стран ЕС это будет означать обострение конкуренции в силу  планов ЕС по сокращению потребления нефти до 2035 года. Страны ЕС (прежде всего Германия, Италия, Франция, Испания, Португалия и т.д.) являются для России традиционными основными партнерами. Однако в силу вышеуказанных причин, по прогнозу Международного энергетического агентства, Россия будет тесниться с рынков сбыта в некоторых частях Европы вследствие увеличения предложения сос стороны Ближнего Востока. Предполагается, что "провалами в сбыте" для России станут такие страны как Польша, Испания, Португалия и нек.др. Проведенный анализ Всемирным Банком выявил, что в последние годы (2013-2017 г.г.) потребление нефти в ЕС медленно, но сокращается а по прогнозам Международного энергетического агентства предполагается сокращение импорта нефти в Европу к 2035 году на 1 млн.барр.сутки (с нынешних 10 млн.барр.сутки). Общая энергетическая политика Европы строится на основе максимальной диверсификации поставщиков, что скорее всего будет являться фактором снижения доли России за счет абсолютного сокращения экспорта в Европу и увеличении доли "нетрадиционных" нефтянных партнеров, прежде всего ближневосточных. Потребительский рынок нефти Китая по прогнозам Всемирного Банка будет одним из самых перспективных направлений, и вырастет к 2035 году в 3 раза, с 4,5 млн. до 12,5 млн.барр.сутки. Развитие систем транспорта нефти и, в частности, трубопроводной системы "Восточная Сибирь-Тихий океан" будет способствовать развитию внешнеэкономических связей со странами АТР. Поэтому изменение направления общего вектора энергетической политики России на Восток представляется неизбежным.
Анализ статистических данных показал, что спрос на нефть со стороны США и ЕС на протяжении 2003-2013 годов не рос и имел тенденцию к плавному медленному снижению. Импорт нефти со стороны США к 2035 году, согласно прогнозам Международного Энергетического Агентства, сократится на 40% по сравнению с 2010 годом, а Европейского Союза -на 10%. Согласно этим прогнозам неизменно полагается, что мировой рынок нефти в период до 2035 года будет рынком "невысокого спроса" на фоне растущих объемов предложения. Рост мирового спроса на нефть будет обеспечен в основном за счет растущих экономик Индии и Китая, которые обеспечат 50% прироста спроса на нефть. При этом спрос на нефть к 2035 году вырастет на 17%, хот доля нефти в мировом энергетическом балансе сократится с нынешних 32% до 26-28% к 2035 году. С другой стороны одной из основных тенденций первой половины 21 века является исчерпание запасов традиционной нефти. Проведенный анализ зависимости динамики мировой добычинефти от состояния ресурсной базы основывался на решении таких вопросов:достаточно ли имеющихся запасов нефти для покрытия мирового спроса на нефть в средне- и долгосрочной перспективе; насколько достоверны количественные оценки мировых запасов нефти и каковы перспективы их роста; насколько восполнение мирововй ресурсной базы соответствует росту мирового спроса на нефть; каковы возможности введения в разработку ресурсов глубоководной и арктической нефти, нетрадиционных видов нефти, а также увеличение среднемирового коэффициента нефтеотдачи.Анализ многочисленных международных и национальных источников, содержащих данные о мировых запасах нефти, показал, что они существенно разнятся. Это объясняется отсутствием единой системы оценки, вероятностной природой подсчета запасов и высокой степенью "политизированности" этого вопроса. Так начиная с середины 80-х годов 20 века страны-члены ОПЕК неоднократно корректировали свои начальные извлекаемые запасы нефти в большую сторону без проведения соответствующего международного аудита. Исследования, посвященные истощению мировых запасов нефти, ввели в научный оборот новое понятие- "нефтяной пик" (Peak Oil), определяемое как момент достижения максимума мировой добычи нефти. Из этого следует, что в дальнейшем мировая добыча, а следовательно, и предложение нефти на мировом рынке, начнет снижаться. Поскольку, при наступлении "нефтяного пика" падение добычи происходит в условиях, когда добывающие страны не предпринимают усилий по ее искусственному сдерживанию, изучение нефтяного пика предполагает рассмотрение их качественной и географической структуры и др. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы определить могут ли все неоткрытые и недоказанные, нетрадиционные нефтяные ресурсы (глубоководная, арктическая, сланцевая, сверхтяжелая нефть -до наступления мирового пика и начала процесса снижения добычи на известных и доказанных запасах Ближнего Востока, России, Венесуэлы, Нигерии и т.д.-быть вовлечены в добычу. Если нет, то , то эти нетрадиционные виды нефти не смогут внести свой вклад в мировую добычу, в то время как пик добычи традиционной нефти уже наступит. Потенциал разведки нефти составляет огромнейшие объемы в 758 Гбарр. Согласно данным консалтинговой компании IHS Energy в течение 2003-2014 годов новые открытия составляли в среднем немногим более 11 Гбарр.год. В таком случае вовлечение этого потенциала в добычу заняло бы период до 2080 года. Увеличение коэффициента извлечения нефти (КИН)-реальное явление , где проблема состоит в скорости, с которой это происходит-примерно на 0,2% в год и предельном максимальном значении 60%. В период 2013-2014 годов средний по миру КИН составляет 22-34%, то его увеличение до 60% при существующем уровне технологии добычи могло бы занять от 130 до 190 лет. Что касается запасов арктической нефти, то кроме известных запасов в штате Аляска и на севере Сибири в 20-30 Гбарр., остальные объемы пока не находят своего подтверждения. В частности, Геологическая служба США (USGS) оценивает запасы Восточной Гренландии в 66 Гбарр. Что касается Арктики, то исследования консалтинговых компаний Wood Mackenzie и Fugro Robertson указывают на то, что Арктика-газовая провинция, где 80% потенциальных ресурсов газовые, уровень же разведки в этом регионе незначительный. Ресурсы сверхтяжелой нефти в 444 Гбарр. требуют ее достаточно быструю мобилизацию. В 2010 году добычу канадских битуминозных песков удалось довести только до уровня в 1,6 млн.барр.сутки и добычу тяжелой нефти на месторождении в Orinoco до 1,2 млн.барр.сутки при средней себестоимости в 50-60 долл.баррель. В Венесуэле же увеличение добычи сверхтяжелой нефти до 6 млн. барр.сутки позволит эксплуатировать месторождения сверхтяжелой нефти до 2070 года. Данные о горючих сланцах достаточно точны, и попытки преобразовать кероген в нефть известны с 70-х годов 20 века, но до последнего времени не удавалось разработать технологию их рентабельной добычи.
Долгосрочные прогнозы спроса на нефть:
С большой вероятностью спрос достигнет пика (Peak Oil) в 2030-2040 годах и затем начнет падать. Основными причинами
будет являться повышение энергоэффективности, инвестиции в альтернативные технологии (по оценкам Международного энергетического агентства, инвестиции в повышение энергоэффективности и возобновляемые источники энергии составили в 2016 году $548 млрд, инвестиции только в ВИЭ с 2011 года ежегодно превышают $300 млрд.), развитие энергетики на основе ВИЭ и распространение электромобилей. Развитие электромобилей привело к тому, что ведущие страны и автопроизводители планируют отказаться от новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 г.г., а политика крупнейших автоконцернов-это снижение энергопотребления ДВС. Политика же крупнейших нефтедобывающих концернов, -это снижение затрат на освоение нефтедобычи (например, с 2010 года крупнейшая компания Total, ведущая деятельность более чем в 130 странах мира в феврале 2015 года заявила о плавном снижении перерабатывающих мощностей и продаже активов на сумму около 5 млрд.долл. по всему миру и сокращении расходов на разведку на 30%).
Увеличение количества пробуренных (в 2018-1300 ед.) и законченных (в 2018 -1100ед.) скважин в сланцевой отрасли США. Поэтому рост цен на нефть сейчас не только несет компаниям дополнительные доходы, но и приближает конец «нефтяной эры».
Алексей Часовской, г.Санкт-Петербург, 2018
 
Страна:
Тип:
Цена от (€):
до (€):